Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНАТОЛИЙ
2, С. 265-267 опубликовано: 1 апреля 2009г.


АНАТОЛИЙ

Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский
Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский

Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский
(Грисюк Андрей Григорьевич; 20.08.1880, г. Ковель Волынской губ.-23.01.1938, Ухтпеслаг, с. Кылтово, Коми АССР), сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых), митр. Одесский и Херсонский. Род. в семье чиновника. Окончил Кременецкое ДУ и Волынскую ДС, в 1900 г. поступил в КДА. В 1903 г., будучи студентом 4-го курса, митр. Киевским Флавианом (Городецким) был пострижен в монашество с именем Анатолий. 15 августа того же года рукоположен во диакона, а 30 мая 1904 г. во иерея. Окончив академию в 1904 г. в числе первых студентов, А. был оставлен на год профессорским стипендиатом, 3 июня 1905 г. назначен на кафедру общей церковной истории исполняющим должность доцента КДА.

В 1905/6 г. А. был командирован в К-поль для занятий в Археологическом русском институте. Работал с рукописями Патриаршей б-ки. В 4 авг. 1911 г. за соч. «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века» удостоен степени магистра богословия, осенью того же года за «Исторический очерк» и за статьи «Памяти профессора В. В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев» А. присудили митр. Макария (Булгакова) премию.

29 авг. 1911 г. возведен в сан архимандрита.

С 11 янв. 1912 г. экстраординарный сверхштатный профессор КДА, с 18 мая штатный экстраординарный профессор. За проповеди, произнесенные в Великий пост 1912 г., совет КДА постановил присудить А. премию имени проф. В. Ф. Певницкого.

С 8 июня 1912 г. назначен инспектором и экстраординарным профессором МДА по кафедре Истории Древней Церкви. 30 мая 1913 г. переведен в КазДА на должность ректора и профессора по кафедре Истории Древней Церкви.

29 июня 1913 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония А. во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии, к-рую возглавил митр. Московский свт. Макарий (Невский). С 1913 г. А. являлся председателем казанского Историко-археологического об-ва, а также свт. Гурия Казанского братства.

После начала первой мировой войны в Казани под председательством А. был учрежден комитет по военным нуждам. А. призывал к пожертвованиям на лазарет, открытый при академии, просил приходских священников организовать помощь семьям погибших воинов. Мон-ри епархии постановили открыть в Казани свои лазареты. Когда линия фронта отодвинулась на восток, Казанская епархия готовила временные помещения для КДА, киевского Братского монастыря и Волынского жен. ДУ. Епархиальный съезд, проходивший в Казани 18-26 авг. 1915 г., обязал все духовенство епархии делать ежемесячные взносы для оказания помощи беженцам. 28 окт. 1915 г. КазДА посетила вмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, приехавшая в Казань на погребение схиархим. Гавриила (Зырянова), в отпевании к-рого участвовал А.

А. принимал участие в Поместном Соборе Церкви Русской 1917-1918 гг.

После издания советской властью в янв. 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в России были закрыты почти все старые духовные учебные заведения, А. удалось на нек-рое время сохранить КазДА и ее преподавательский состав. Осенью 1918 г. Высшее Церковное Управление при свт. Тихоне, Патриархе Московском и всея России, посоветовало А. воспользоваться тем, что советское правительство дозволило «обучаться религии» частным образом. Заведующий Казанским губернским отделом народного образования согласился с существованием частного духовного учебного заведения, А. были выданы гос. штамп и печать. Поскольку здание академии было отобрано, лекции читались на дому у профессоров, совет КазДА собирался на квартире ректора. Содержалась академия сначала на собственные средства, затем на церковные пожертвования и на отчисления Высшего Церковного Совета. А. вел регулярную переписку с Патриархом Тихоном, испрашивал его благословение на те или иные действия по академии, ставил Святейшего Патриарха в известность обо всем в ней происходившем.

К 1921 г. ВЧК удалось установить контроль над перепиской свт. Тихона, в марте 1921 г. в ЧК попали письма А., касающиеся деятельности КазДА. Ознакомившись с ними, зам. председателя вместе с юрисконсультом ВЧК направил записку начальнику 8-го отдела Наркомюста П. А. Красикову, в к-рой сообщалось: «Из переписки епископа Анатолия на имя Патриарха Тихона усматривается, что в Казани до сих пор существует духовная академия, подчиняющаяся идейным и служебным директивам Патриарха... мы полагаем, что наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром... нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения» (ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н-1780. Т. 6. Л. 132). 26 марта А. был арестован. После допросов ректора и профессоров выяснилось, что академия существует, идут занятия и лекции, проводится набор учащихся, преподаватели получают денежное вознаграждение, регулярно в квартире епископа собирается совет академии, к-рый обсуждает вопросы о назначении профессоров, об отпуске и увольнении их, о приеме и увольнении студентов, о порядке и системе занятий и т. п. Однако, если состав профессоров ЧК установила, то имен обучающихся узнать не удалось. После обысков ЧК не нашла списков студентов, а на допросах ректор и профессора заявили, что таких списков не велось, что невозможно точно указать число учащихся, к-рых было не менее 15 и не более 30. На вопрос следователя, принимались ли меры к легализации академии, А. ответил, что не находил нужным что-либо делать, т. к. считал существование академии легальным и дозволенным. А. был приговорен к году принудительных работ и освобожден через 9 месяцев, т. к. ему зачли срок предварительного заключения.

28 февр. 1922 г. А. был назначен на кафедру в Самару, 24 февр. 1923 г. Самарское ГПУ арестовало епископа. Поводом для ареста послужило найденное при обыске в его квартире антисоветское воззвание, написанное от его имени. Владыка сумел доказать, что это фальшивка, 4 авг. он был освобожден и в сентябре Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа. 18 сент. Самарское ГПУ вновь арестовало А., теперь он был обвинен в распространении антисоветских слухов и выслан в г. Красноводск (Туркмения) на 3 года.

В 1927 г. по окончании срока ссылки А. вернулся в Самару и был назначен постоянным членом Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). В 1928 г. А. был назначен на Одесскую кафедру и 1 июля прибыл к месту служения.

21 окт. 1932 г. ввиду пятилетия деятельности Свящ. Синода все его члены, имевшие на тот момент сан архиепископа, в т. ч. А., были возведены в сан митрополита с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре.

Время служения А. в Одессе совпало с одним из тяжелейших периодов гонений на Русскую Церковь. В нек-рых областях, особенно в Молдавской АССР, входившей тогда в состав Одесской епархии, были закрыты почти все храмы; в Одессе были взорваны Преображенский кафедральный собор, здание военного Свято-Сергиевского собора, храм свт. Николая в порту и др. В 1931 г. в Одессе были арестованы и приговорены к заключению более 20 священнослужителей - лучших проповедников в городе. Митрополита беспрестанно вызывали на допрос в НКВД, иногда поднимая с постели глубокой ночью. Представители властей врывались в храм во время праздничного богослужения с требованием, чтобы А. немедленно прибыл в НКВД. Кроткий и смиренный, А. в этих случаях твердо отвечал, что не прервет богослужение и явится туда только после его окончания. После богослужения А. ехал в НКВД, где его заставляли ждать в коридоре, следователь издевался над ним, кричал и топал ногами, после чего отпускал домой.

В 1934-1935 гг. временно управлял Харьковской епархией.

В ночь с 9 на 10 авг. 1936 г. А. был арестован и 13 авг. перевезен в следственную тюрьму в Киев. На допросах А. отверг предъявленные обвинения. 8 окт. следствие было закончено, А. был обвинен в том, что «связался с католическим ксендзом г. Николаева Зноско Христианом Леонтьевичем, с которым вел переговоры об установлении антисоветского блока путем воссоединения восточной (православной) и западной (католической) церквей на началах унии, с подчинением православной церкви папе Римскому. В повседневной своей деятельности вел антисоветскую агитацию и в форме контрреволюционных высказываний систематически внедрял антисоветские установки духовенству и церковникам, воспитывая их таким путем в контрреволюционном направлении». А. написал протест начальнику 8-го отделения СПО НКВД Украины, к-рый вел следствие, прося передать его вместе с делом прокурору по спецделам и в Особое совещание при НКВД СССР.

Состояние здоровья А. в это время было очень тяжелым: в тюрьме обострилась язва желудка, владыка почти не мог ходить. 16 дек. 1936 г. Главное управление гос. безопасности затребовало А. в Москву, и через день он был доставлен в Бутырскую тюрьму. Следователи НКВД пытались добиться от владыки подтверждения домыслов о его встрече с высокопоставленным католич. деятелем с целью организации антисоветской работы, сбора информации антисоветского содержания, предназначенной для Ватикана, а также перехода в католичество. А. категорически отверг все эти обвинения, сказав, что встреча состоялась лишь потому, что католик интересовался богословскими и церковно-историческими вопросами.

21 янв. 1937 г. ОСО при НКВД СССР приговорило А. к 5 годам заключения в ИТЛ. 27 янв. он был отправлен этапом в распоряжение Ухтпечлага НКВД. Только часть пути этапы проезжали по железной дороге, затем узники должны были идти пешком - по снегу, невзирая на суровую зиму. Больной митрополит с трудом передвигался, охрана подгоняла его прикладами. Когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, затем снова гнали пешком. 14 февр. 1937 г. этап прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. Первое время А. не работал, т. к. не хватало конвоя для сопровождения, в мае его стали выводить на общие работы. В июне А. заболел крупозным воспалением легких.

В окт. 1937 г. А. был признан инвалидом и освобожден от работы, но в нояб. его снова вывели на общие лагерные работы. Болезни, недоедание и каторжный труд привели к тому, что владыка почти ослеп и в нояб.-дек. не смог выполнить норму. В янв. 1938 г. состояние здоровья владыки ухудшилось настолько, что он был помещен в кылтовскую лагерную больницу, где вскоре скончался. Перед смертью от А. потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, к-рые были с ним в тюрьме и в концлагере,- священномученик отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и умер, защищая слабеющими руками грудь.

13 декабря 1997 г. Определением Синода УПЦ А. причислен к лику местночтимых святых. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. внесен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. л. 75. 118; Архив СБ Украины по Одесской обл. Арх. № 17501-П; Архив ИЦ МВД Архангельской обл. Арх. № 269-П-38; Архив УФСБ Республики Татарстан. Д. 2-10837.
Соч.: Письма с Востока // ТКДА. 1906. Февр. С. 317; Проф. А. С. Лебедев // Там же. 1910. Март. С. 441; Памяти проф. В. В. Болотова // Там же. 1910. Апр. С. 557; Проф. К. Д. Попов: (Некролог) // Там же. 1911. Июль-авг. С. 541; Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. К., 1911; Св. Флавиан, архиеп. Константинопольский, исповедник. К., 1912; Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла // ТКДА. 1913. Янв. С. 49-58; Знаменитый документ // ПС. 1913. Сент. С. 1-7.
Лит.: Польский. Ч. 1. С. 153-156; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 222-226; Сосуд избранный: История российских духовных школ. СПб., 1994. С. 259-260, 330-332; Житие сщмч. Анатолия Одесского. Од., 1997; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Дамаскин. Кн. 4. С. 5-27; Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. Т. 1. С. 6-72.
Игум. Дамаскин (Орловский)
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Священномученики Русской Православной Церкви Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Митрополиты Русской Православной Церкви Собор Казанских святых (4 октября) Преподаватели Киевской Духовной Академии Собор Самарских святых (30 июля) Собор Радонежских святых (6 июля) Инспекторы Московской Духовной Академии Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Анатолий (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митрополит Одесский и Херсонский, священномученик (пам.10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых) Ректоры Казанской Духовной Академии Собор Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов
См.также:
ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)
КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, )
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСАНДР Органов († 1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 30 июля - в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)
АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
КОНСТАНТИН Иванович Сухов (7.05.1867 - 22.10.1918), свящ., сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)
ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)
МИХАИЛ Тимофеевич Вотяков (1881-1931), прот., сщмч. (пам. 5 июня, в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
МИХАИЛ Федорович Околович (1888-1938), прот., сщмч. (пам. 13 марта, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
НИКОДИМ (Кротков Николай Васильевич; 1868 - 1938), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский
ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии)
ПЛАТОН (Кульбуш Павел Петрович; 1869-1919), еп. Ревельский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых Эстонской земли, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ПРОКОПИЙ (Титов Петр Семенович, 1877-1937), архиеп. Херсонский и Николаевский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русскойв Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)
АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)
АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)
АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)